Главная » Тарифы » Глобальная информатизация общества приводит к. Глобальная информатизация. Что будем делать с полученным материалом

Глобальная информатизация общества приводит к. Глобальная информатизация. Что будем делать с полученным материалом

2. Глобальная компьютеризация

Специфика современного положения человечества характеризуется, как это всегда бывало на границе сменяющихся эпох, переосмыслением традиционных мировоззренческих установок к миру и человеку, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей и т.п. Глобальная компьютеризация и технизация жизненного пространства приводит современное научное сообщество к осознанию границ технологического воздействия на мир. Американский аналитик Р. Алперт в связи с этим замечает: «В настоящее время в нашей культуре происходит технологический, сверхдетерминированный толчок в пространство, независимо от времени. Мы движемся к другому уровню сознания. И вопрос состоит в том, насколько быстро мы дорастем до того, кто мы есть на самом деле. И я утверждаю, что скорость нашего роста зависит от скорости развития нашей сознательности». Развитие компьютерных технологий привело к возможности создания виртуальной реальности, которая может рассматриваться как метафора измененных состояний сознания. Понимание механизма энергоинформационного воздействия мыслеформ на поведение человека и изменение окружающего мира ставит проблему экологии мышления как одну из самых насущных. До середины XX века большую часть информации человечество получало через слово, в настоящее время слово уступает место образу, что, в свою очередь, изменяет традиционные способы восприятия и модели мышления. Мы движемся к новому типу культуры, в которой воскресают образы мифологического миропонимания с присущей ему логикой смысла. Сама практика требует каких-то новых, нестандартных идей и подходов на основе синтеза внутренней и внешней установок человека к миру.


2.1 Недостатки компьютеризации

Незаметно для окружающих, компьютер стал подменять собой все.
Зачем читать книгу, когда есть синтезатор речи?
Зачем заниматься спортом, когда соревнование можно устроить на своем любимом мониторе? Зачем учиться водить автомобиль, когда есть гоночный автосимулятор? Все больше людей перестают совершенствоваться, заниматься своими делами, воспитывать детей, вести привычный образ жизни, отдавая все свое личное, а зачастую и рабочее время компьютеру.

У психологов и психиатров возник даже специальный термин – «компьютерная зависимость». Это зависимость от персонального компьютера, заболевание сродни алкоголизму или наркомании. Компьютерная зависимость поражает все больше и больше молодых людей, проводящих свое свободное время перед монитором.

Миллионы подростков, а зачастую и вполне взрослых людей сидят в чатах, бездумно читая сообщения и печатая ответы совершенно незнакомым им людям. Огромное количество людей играет в компьютерные игры сутки напролет, путая, в конце концов, виртуальный мир с реальностью. Они теряют ориентацию в пространстве, времени, утрачивают ценность человеческой жизни. Для них смерть перестает быть неотвратимым явлением, потому что всегда можно «перегрузиться» и продолжить игру. Дети идут на преступления, воруют деньги, уходят из домов, все для того, чтобы прийти в компьютерный клуб и слиться в экстазе с ним – компьютером.

Так компьютер из верного помощника постепенно стал превращаться в злейшего врага человека.


2.2 Опасность для людей

Ученых уже сейчас волнует то, что на определенном этапе при очень сильном эмоциональном и интеллектуальном вживании в электронную программу может произойти переход сознания человека, то есть его души, из мира реального в виртуальную реальность данной программы. Тогда сознание при полной своей сохранности будет функционировать уже в реальности программы, а тело умрет.

В Московском квантовом институте был сделан набросок очертаний души и по этому поводу было выявлено, что никаких чудес здесь нет, сплошная физика. Феномен электроволнового фантома был обнаружен еще в 1975 году, но широко не исследовался и даже не обсуждался: сенсационное открытие было немедленно засекречено.

В наше время подобные разработки ведутся уже достаточно широко. Этому способствуют появляющиеся с каждым днем все более мощные и изощренные электронные технологии. Сейчас уже возможно воссоздание «души» человека в зримой оболочке с последующим вызыванием электронных духов на экраны специально созданных с этой целью мониторов. Это уже новая религия. Написано немало работ, в которых христианские ученые делают попытки спрогнозировать далеко идущие возможные последствия внедрения в нашу жизнь информационно-компьютерных технологий. Все они говорят, что помимо физической, есть здесь и духовная опасность. Библия пророчески предвещает приход на землю «беззаконника», «человека греха», «сына погибели» – антихриста. И антихрист, вне сомнения, воспользуется широкими возможностями информационно-компьютерных технологий и средств массовой информации, в том числе и церковных. Мировое царство антихриста будет представлять собой всеобщую глобальную систему управления и контроля, физически и духовно порабощающую человека.


3. Научно-технический прогресс

Что такое научно-технический прогресс? Ученые говорят, что мозг человека содержит примерно 14 миллиардов нервных клеток, но из этого потенциала используется в лучшем случае процентов 7–10. Во все времена встречались, хотя и очень редко, люди, свободно совершающие в уме разные арифметические действия с пятизначными и даже шестизначными цифрами. Некоторые композиторы, шахматисты и ученые обладали памятью просто сверхъестественной. Эти и другие феномены являются свидетельством того, что с самого начала Богом были заложены в человека почти безграничные возможности. Но человек никогда не стремился по-настоящему их развить! Ему было просто или некогда, или лень.

Часто прогресс сопровождается весьма и весьма полезными изобретениями. Но за всем этим совершенством и комфортом кроется языческая идеология. Мистическое сознание первобытных колдунов мало отличается, по сути, от рационализма современных ученых экспериментаторов. И те и другие стремятся облагодетельствовать человечество. Колдуны пытались с помощью идолов и духов совладать с природными явлениями, чтобы племени спокойнее жилось, а ученые мечтают с помощью техники снабдить человечество комфортом, а заодно и обеспечить его полной безопасностью. Надо заметить, что и тем и другим это редко удается, особенно по части безопасности. Как только людям удается каким-то способом возобладать над силами природы, они начинают использовать эти силы в интересах личной власти.


Заключение

Но все же, несмотря на вышеописанные недостатки, компьютерные технологии принесли немало добра людям, облегчив их труд, подарив массу новых возможностей для самореализации и творческой деятельности.

Электронная вычислительная техника внесла человека в XXI век и будет верой и правдой служить ему. Компьютерные технологии – наше будущее.


Список литературы

1. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993.

2. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.


Машина для проведения вычислений.

Люди, виртуозно владеющие компьютерными технологиями, настолько хорошо, насколько опытный скрипач знает свой инструмент.

Глобальная компьютерная сеть, обладающая всевозможной доступной информацией и ресурсами.

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.


Земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом”. К глобальным проблемам в первую очередь относятся экологическая, энергетическая, продовольственная, демографическая и другие проблемы. Ключевой среди них выступает проблема войны и мира. Эти...

В Doom или Quake и нажатие кнопок на экране пользователем программы Word выглядит все более реалистичным. Эту тенденцию, технологически совершенно парадоксальную, можно успешно интерпретировать социологически. Компьютеризация повседневной жизни вводит в обиход виртуальную реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей и поступков. Важно, например, не только то, что теперь можно...

С давних времен; 2. Изучение системы развивающего обучения на основе работ Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, отсюда следует, что эта технология направлена на развитие логического, теоретического мышления.3.Формы учебной работы в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, здесь мы выяснили, что она способствует развитию не только школьников, но и педагогов. Учителя, преподающие по данной...

Пользователь доверяет системе и действует в соответствии с ее рекомендациями. Это похоже на подчинение. По нашему мнению, ни один из указанных вариантов не может быть признан оптимальным особенно в процессе образования. Соперничество может отнимать у учащихся слишком много сил. Отказ также будет иметь негативные психологические последствия для пользователя. А подчинение компьютеру как раз и может...

3.3 Глобальная компьютеризация

Специфика современного положения человечества характеризуется, как это всегда бывало на границе сменяющихся эпох, переосмыслением традиционных мировоззренческих установок к миру и человеку, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей и т.п. Глобальная компьютеризация и технизация жизненного пространства приводит современное научное сообщество к осознанию границ технологического воздействия на мир. Американский аналитик Р. Алперт в связи с этим замечает: "В настоящее время в нашей культуре происходит технологический, сверхдетерминированный толчок в пространство, независимо от времени. Мы движемся к другому уровню сознания. И вопрос состоит в том, насколько быстро мы дорастем до того, кто мы есть на самом деле. И я утверждаю, что скорость нашего роста зависит от скорости развития нашей сознательности". Развитие компьютерных технологий привело к возможности создания виртуальной реальности, которая может рассматриваться как метафора измененных состояний сознания. Понимание механизма энергоинформационного воздействия мыслеформ на поведение человека и изменение окружающего мира ставит проблему экологии мышления как одну из самых насущных. До середины XX века большую часть информации человечество получало через слово, в настоящее время слово уступает место образу, что, в свою очередь, изменяет традиционные способы восприятия и модели мышления. Мы движемся к новому типу культуры, в которой воскресают образы мифологического миропонимания с присущей ему логикой смысла. Сама практика требует каких-то новых, нестандартных идей и подходов на основе синтеза внутренней и внешней установок человека к миру.

Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу.

Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств. Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.

Образование больших потоков информации обусловливается:

чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;

постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных дисках и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Как результат - наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:

появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990г. - ежегодно;

существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники иных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей.

Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение электронно-вычислительной техники, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого компьютеризацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Компьютеризация общества - развитие и внедрение технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное и быстрое получение результатов переработки информации и ее накопление. Также это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса компьютеризации общества.

Анализ системы документооборота на предприятии

За последнее десятилетие наметилась тенденция проникновения средств вычислительной техники в производства. Большинство документов в настоящее время подготавливаются на ЭВМ и, следовательно, имеют электронную версию...

Внутриорганизационные коммуникации и компьютеризация

Компьютеризация - процесс все более широкого применения ЭВМ в народном хозяйстве, в отраслях, предприятиях (объединениях) и организациях. Решение важнейших народнохозяйственных задач, таких, как повышение производительности труда...

Генезис социальной ответственности бизнеса и ее становление

Планетарная ответственность предполагает добровольное соблюдение мировых стандартов социальной ответственности. Общеизвестно...

Информационные технологии в современном делопроизводстве

Интернет - это множество компьютеров, соединенных друг с другом каналами связи, плюс набор стандартных правил, по которым они обмениваются информацией. При этом сами каналы связи менее важны, чем правила передачи данных по ним...

Основная цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Значение соответствующей миссии...

Исследование целей управления

Каждая организация осуществляет некую деятельность, стремится к некой глобальной цели (выполняет некую миссию): производит автомобили, предоставляет кредиты, оказывает услуги и т.д...

Исследование целей управления

Целевая функция начинается с установления миссии - общей цели предприятия, выражающей причину ее существования. В ней обычно детализуется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства...

Исследование целей управления

Организация ООО «Лориэнд» основана в 2008 году. Учредителями являются два физических лица. Основной деятельностью данной организации является предоставление консультативных услуг и продажа строительных кровельных материалов...

Совершенствование деятельности аптеки "Лекса" на основе внедрения комплексной системы автоматизации

Автоматизация торговли - это комплекс мероприятий по внедрению в торговый бизнес-процесс высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения с целью повысить эффективность использования трудовых ресурсов и качество обслуживания...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОЛЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Информатика и технология программирования»

Доклад по дисциплине "Информатика"

Тема: «Компьютеризация и человечество»

Человечество всегда стремилось облегчить себе жизнь. С целью усовершенствования труда, для более легкого выполнения задач люди изобретали все новые и новые приспособления и устройства, такие как колесо, рычаг, мельница и прочие механизмы.

Механизация труда не обошла и умственную работу. Человек создал множество устройств, от простых счет с костяшками на спицах до сложных механических арифмометров, способных выполнять большие арифметические вычисления одним поворотом рычага. Но истинная революция произошла лишь тогда, когда перед глазами восхищенного человечества ученые представили шедевр человеческого гения – электронную вычислительную машину, или, проще говоря, компьютер .

1. Рождение компьютера

Тогда, на заре существования ЭВМ, программы были маленькими и писались на перфокартах, а компьютеры наоборот, были большими и занимали не одну комнату. Такую роскошь себе могли позволить лишь армия и некоторые научно-исследовательские институты, да и то не все. Эта ситуация продолжалась около трех десятков лет. Но в самом начале восьмидесятых годов, двое молодых студентов из Соединенных Штатов Америки, в своем собственном гараже собрали прототип первого персонального компьютера. Это был прорыв в технике. Компьютер из громадных, гудящих ящиков превратился в маленькую металлическую коробку с монитором и клавиатурой. Данное событие вывело электронную вычислительную технику на качественно новый уровень – она стала доступной большинству рядовых пользователей. Возникли новые отрасли и направления в бизнесе и промышленности большинства стран. Поначалу сотни, а в дальнейшем, десятки тысяч фирм и компаний стали выпускать компьютерные комплектующие и программное обеспечение, которых потребитель требовал все больше и больше.

1.1 Вступление человечества в эру информационных технологий

Новые технологии семимильными шагами пошли по планете. Почти все отрасли человеческой жизни получили новые возможности. Наша планета обрела второе дыхание.

Завоевав себе место под солнцем, компьютерные технологии не остановились, а активно продолжили наращивать свою экспансию. Производительность персональных компьютеров приблизительно за десять лет возросла в несколько тысяч раз, а их стоимость наоборот, неуклонно и неотвратимо снизилась. ПК стали уделом не только одних лишь НИИ, они появились почти во всех организациях. Также множество частных пользователей обрели возможность похвастаться мощным компьютером у себя дома. Персоналка из роскоши стала рабочим инструментом миллионов людей.

Мир опутала паутина всемирной Сети, информация, накопленная за тысячелетия существования человечества, стала доступна любому человеку, который только пожелает ей обладать. И он пожелал!

«Дайте мне терминал, и я буду править миром», – сказал человек. Так появились хакеры . Они внесли новое понятие в наше общество – киберпреступления. Киберпреступность заставила человечество взглянуть на компьютеры под несколько другим углом зрения. Ведь появилась новая угроза его безопасности. Теперь стало тяжело держать в тайне свои финансовые операции, телефонные переговоры, даже собственное местонахождение стало легко вычислить благодаря Сети. Некоторые люди стали побаиваться компьютеров. Однако этот, вроде бы очевидный минус, породил и не менее ясный плюс. Ведь те же самые технологии можно всегда обратить во благо. Благодаря киберконтролю и средствам слежения были пойманы тысячи преступников, отсиживающихся в своих укромных уголках. Так хакеры пришли на помощь людям.

Сетевые технологии сблизили мир, соединили между собой самые отдаленные его концы. Сегодня любой ребенок может, сев за компьютер, общаться со своими друзьями, которые могут находиться хоть в другом полушарии. Причем такое сетевое общение спровоцировало молодежь на изучение иностранных языков. Ведь интересно поговорить с другом из другой страны на его родном языке.

Небывалых высот достигла скорость распространения информации. Теперь события, произошедшие в одном краю света становятся известны всему миру всего за несколько минут. Именно поэтому XXI век назвали информационным веком.

В прошлом, отправляя письмо, необходимо было ожидать, покуда оно дойдет до адресата. Порой, такое ожидание занимало несколько недель, а то и месяцев. Теперь же, благодаря системе электронной почты, ваше сообщение доходит всего за две-три минуты. Газеты, издающиеся в одном из городов, теперь можно прочитать в любой точке земного шара, независимо от ее тиража и без помощи почтальонов.
Когда человек захочет прочесть новую книгу, или послушать свежую музыку, к его услугам всегда имеется INTERNET .

Появилась даже возможность совершать покупки, не выходя из дома, при помощи электронных магазинов.

Персональные компьютеры облегчили работу врачам и учителям, пожарным и милиционерам, почтальонам и бухгалтерам, а также представителям прочих профессий.

Сегодня трудно встретить студента, который при подготовке к занятиям не использовал бы компьютер. И не важно, пользуется ли он электронной библиотекой, пишет ли работы сам или скачивает готовые рефераты, верная персоналка всегда к его услугам. Персональные компьютеры, помимо помощи в работе, прочно вошли в досуг и личную жизнь людей. Молодые пары часто знакомятся через сеть, одинокие находят себе друзей и т.д.

2. Глобальная компьютеризация

Специфика современного положения человечества характеризуется, как это всегда бывало на границе сменяющихся эпох, переосмыслением традиционных мировоззренческих установок к миру и человеку, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей и т.п. Глобальная компьютеризация и технизация жизненного пространства приводит современное научное сообщество к осознанию границ технологического воздействия на мир. Американский аналитик Р. Алперт в связи с этим замечает: «В настоящее время в нашей культуре происходит технологический, сверхдетерминированный толчок в пространство, независимо от времени. Мы движемся к другому уровню сознания. И вопрос состоит в том, насколько быстро мы дорастем до того, кто мы есть на самом деле. И я утверждаю, что скорость нашего роста зависит от скорости развития нашей сознательности». Развитие компьютерных технологий привело к возможности создания виртуальной реальности, которая может рассматриваться как метафора измененных состояний сознания. Понимание механизма энергоинформационного воздействия мыслеформ на поведение человека и изменение окружающего мира ставит проблему экологии мышления как одну из самых насущных. До середины XX века большую часть информации человечество получало через слово, в настоящее время слово уступает место образу, что, в свою очередь, изменяет традиционные способы восприятия и модели мышления. Мы движемся к новому типу культуры, в которой воскресают образы мифологического миропонимания с присущей ему логикой смысла. Сама практика требует каких-то новых, нестандартных идей и подходов на основе синтеза внутренней и внешней установок человека к миру.

2.1 Недостатки компьютеризации

Незаметно для окружающих, компьютер стал подменять собой все.
Зачем читать книгу, когда есть синтезатор речи?
Зачем заниматься спортом, когда соревнование можно устроить на своем любимом мониторе? Зачем учиться водить автомобиль, когда есть гоночный автосимулятор? Все больше людей перестают совершенствоваться, заниматься своими делами, воспитывать детей, вести привычный образ жизни, отдавая все свое личное, а зачастую и рабочее время компьютеру.

У психологов и психиатров возник даже специальный термин – «компьютерная зависимость ». Это зависимость от персонального компьютера, заболевание сродни алкоголизму или наркомании. Компьютерная зависимость поражает все больше и больше молодых людей, проводящих свое свободное время перед монитором.

Миллионы подростков, а зачастую и вполне взрослых людей сидят в чатах, бездумно читая сообщения и печатая ответы совершенно незнакомым им людям. Огромное количество людей играет в компьютерные игры сутки напролет, путая, в конце концов, виртуальный мир с реальностью. Они теряют ориентацию в пространстве, времени, утрачивают ценность человеческой жизни. Для них смерть перестает быть неотвратимым явлением, потому что всегда можно «перегрузиться» и продолжить игру. Дети идут на преступления, воруют деньги, уходят из домов, все для того, чтобы прийти в компьютерный клуб и слиться в экстазе с ним – компьютером.

Так компьютер из верного помощника постепенно стал превращаться в злейшего врага человека.

Ученых уже сейчас волнует то, что на определенном этапе при очень сильном эмоциональном и интеллектуальном вживании в электронную программу может произойти переход сознания человека, то есть его души, из мира реального в виртуальную реальность данной программы. Тогда сознание при полной своей сохранности будет функционировать уже в реальности программы, а тело умрет.

В Московском квантовом институте был сделан набросок очертаний души и по этому поводу было выявлено, что никаких чудес здесь нет, сплошная физика. Феномен электроволнового фантома был обнаружен еще в 1975 году, но широко не исследовался и даже не обсуждался: сенсационное открытие было немедленно засекречено.

В наше время подобные разработки ведутся уже достаточно широко. Этому способствуют появляющиеся с каждым днем все более мощные и изощренные электронные технологии. Сейчас уже возможно воссоздание «души» человека в зримой оболочке с последующим вызыванием электронных духов на экраны специально созданных с этой целью мониторов. Это уже новая религия. Написано немало работ, в которых христианские ученые делают попытки спрогнозировать далеко идущие возможные последствия внедрения в нашу жизнь информационно-компьютерных технологий. Все они говорят, что помимо физической, есть здесь и духовная опасность. Библия пророчески предвещает приход на землю «беззаконника», «человека греха», «сына погибели» – антихриста. И антихрист, вне сомнения, воспользуется широкими возможностями информационно-компьютерных технологий и средств массовой информации, в том числе и церковных. Мировое царство антихриста будет представлять собой всеобщую глобальную систему управления и контроля, физически и духовно порабощающую человека.

Что такое научно-технический прогресс? Ученые говорят, что мозг человека содержит примерно 14 миллиардов нервных клеток, но из этого потенциала используется в лучшем случае процентов 7–10. Во все времена встречались, хотя и очень редко, люди, свободно совершающие в уме разные арифметические действия с пятизначными и даже шестизначными цифрами. Некоторые композиторы, шахматисты и ученые обладали памятью просто сверхъестественной. Эти и другие феномены являются свидетельством того, что с самого начала Богом были заложены в человека почти безграничные возможности. Но человек никогда не стремился по-настоящему их развить! Ему было просто или некогда, или лень.

Часто прогресс сопровождается весьма и весьма полезными изобретениями. Но за всем этим совершенством и комфортом кроется языческая идеология. Мистическое сознание первобытных колдунов мало отличается, по сути, от рационализма современных ученых экспериментаторов. И те и другие стремятся облагодетельствовать человечество. Колдуны пытались с помощью идолов и духов совладать с природными явлениями, чтобы племени спокойнее жилось, а ученые мечтают с помощью техники снабдить человечество комфортом, а заодно и обеспечить его полной безопасностью. Надо заметить, что и тем и другим это редко удается, особенно по части безопасности. Как только людям удается каким-то способом возобладать над силами природы, они начинают использовать эти силы в интересах личной власти.

Заключение

Но все же, несмотря на вышеописанные недостатки, компьютерные технологии принесли немало добра людям, облегчив их труд, подарив массу новых возможностей для самореализации и творческой деятельности.

Электронная вычислительная техника внесла человека в XXI век и будет верой и правдой служить ему. Компьютерные технологии – наше будущее.


1. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993.

2. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.


Машина для проведения вычислений.

Люди, виртуозно владеющие компьютерными технологиями, настолько хорошо, насколько опытный скрипач знает свой инструмент.

Глобальная компьютерная сеть, обладающая всевозможной доступной информацией и ресурсами.

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

  • 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
  • Глава 2роль информации в развитии общества
  • 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
  • 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
  • 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
  • 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
  • 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
  • 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
  • Глава III информационные ресурсы общества
  • 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
  • 3.2.Информационная инфраструктура общества
  • 3.3.Информационные продукты и услуги
  • 3.4.Информационный рынок
  • 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
  • 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
  • Глава IV информационный потенциал общества
  • 4.1.Структура информационного потенциала общества
  • 4.2.Информационная техносфера
  • Техносферы в развитых странах на 1997 год
  • 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
  • 4.4.Информационная культура общества
  • Глава vинформационное общество
  • 5.1.Основные черты информационного общества
  • 5.2.Информационная экономика
  • 5.3.Технологии информационного общества
  • 5.4.Путь России к информационному обществу
  • 5.5.Новая информационная среда обитания
  • 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
  • 5.7.Информационная безопасность
  • 5.8.Информационная война
  • Глава VI человек в информационном обществе
  • 6.I.Информационный образ жизни
  • 6.2.Информационное неравенство
  • 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
  • 6.4. Информационная свобода личности
  • 6.5. Информационная преступность
  • 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
  • Заключение
  • Литература
  • Словарь основных терминов
  • Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
  • Глава 2. Роль информации в развитии общества
  • Глава 3. Информационные ресурсы общества
  • Глава 4. Информационный потенциал общества
  • Глава 5. Информационное общество
  • Глава 6. Человек в информационном обществе
  • Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
  • 1. Введение
  • 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
  • 1.2. Ожидаемые результаты
  • 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
  • 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
  • 2. Состав и общая структура программы
  • 2.1. Модульная структура программы
  • 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
  • 2.3. Типовая структура проблемных модулей
  • 3. Структура и содержание проблемных модулей
  • 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
  • 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
  • 3.2.1. Педагогические задачи модуля
  • 3.2.2. Основные проблемные блоки
  • 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.3. Проблемный модуль № 3
  • 3.3.1. Педагогические задачи модуля
  • 3.3.2. Основные проблемные блоки
  • 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.4. Проблемный модуль №4
  • 3.4.1. Педагогические задачи
  • 3.4.2. Основные проблемные блоки
  • 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
  • 3.5.1. Педагогические задачи
  • 3.5.2. Основные проблемные блоки
  • 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
  • 3.6.1. Педагогические задачи
  • 3.6.2. Основные проблемные блоки
  • 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
  • 3.7.1. Педагогические задачи
  • 3.7.2. Основные проблемные блоки
  • 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
  • 4. Список литературы по курсу
  • Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9
  • 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс

    Определение понятия «информатизация»

    Термин «информатизация» появился в отечественной научной литературе в начале 80-х годов XX века в связи с возникновением в обществе социальной потребности ко все более широкому использованию средств информатики для формирования, хранения и использования различных видов социально значимой информации.

    Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый в России в 1995 году, дает термину «информатизация» следующее определение:

    «Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

    При этом сами информационные ресурсы определяются в этом законе как «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

    Вышеуказанный закон распространяется лишь на вполне конкретный класс информации, а именно - на информацию документированную, т. е. уже полученную, объективированную и зафиксированную на материальном носителе. Однако, несмотря на это, значение этого закона для развития процесса информатизации в России трудно переоценить. В нем впервые в законодательной практике нашей страны предпринята попытка отразить в достаточно строгих и понятных современным юристам терминах весьма сложное и комплексное представление о таком совершенно новом явлении в развитии цивилизации, каким является процесс формирования «современного информационного общества, имеющего целью повышение эффективности создания, преобразования и потребления информации на основе главным образом перспективных информационных технологий» .

    Таким образом, в данном законе информатизация рассматривается как процесс развития всего общества, имеющий общегосударственное значение. И основой этого развития провозглашается формирование и использование информационных ресурсов.

    Более широкое философское определение понятия «информатизация» принадлежит академику А.П. Ершову, который писал: «Информатизация - это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности» . При этом он подчеркивал, что информация становится «стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию».

    Объективная обусловленность информатизации общества

    Академик А.П. Ершов рассматривал процесс информатизации общества не только как социотехнологическую революцию, но и как важный этап его интеллектуального развития, когда происходит «философское и конкретно-научное осмысление роли информации в естественных и социальных процессах». Он справедливо полагал, что информатизация - это «всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации» .

    Несмотря на то, что эти слова были написаны еще в 1988 году, т. е. более десяти лет назад, когда процесс информатизации общества только начинал свое глобальное развитие, они оказались пророческими и в их справедливости мы все больше убеждаемся в результате своей научной и практической деятельности.

    Таким образом, процесс информатизации общества является закономерным глобальным процессом развития цивилизации, который обусловлен целым рядом объективных факторов. Важнейшими из них являются:

    Быстро возрастающая сложность искусственно создаваемой человеком среды своего обитания - техносферы, которая все больше снижает ее надежность и устойчивость;

    Истощение природных ресурсов планеты и обусловленная этим необходимость отказа от господствующей в настоящее время парадигмы экстенсивного развития цивилизации;

    Возрастание экологической опасности и необходимость поиска решения самой актуальной и сложной проблемы современности - проблемы выживания человечества как биологического вида.

    Основные направления развития информатизации

    как глобального процесса

    Информатизация общества является стратегическим фактором, развития цивилизации, который благодаря особым свойствам информации дает человечеству определенные шансы решить перечисленные выше глобальные проблемы и перейти к новой парадигме устойчивого и безопасного развития. Этот подход в отечественной научной литературе наиболее полно раскрывается в работах академика РАЕН А.Д. Урсула [б], который считает, что процесс информатизации не завершается после формирования информационного общества, а является существенно более глобальным. По его мнению, процесс информатизации будет сохраняться также и на других, последующих стадиях развития цивилизации, так как он содержит в себе громадный потенциал для раскрытия способностей к интеллектуальному развитию не только отдельного человека, но и всего мирового сообщества.

    Общецивилизационное значение развивающегося в последние годы глобального процесса информатизации общества проявляется не только в том, что он охватывает все стороны жизни и профессиональной деятельности людей. Оно проявляется также и во все большей глобализации наиболее важных аспектов развития человеческого общества.

    В последние годы мы видим, как происходит бурное развитие глобальных информационных сетей связи и информационных коммуникаций: спутникового телевидения, радиовещания, телефонной связи и средств факсимильной передачи информации, транснациональных компьютерных информационно-телекоммуникационых систем, использующих высокоскоростные межконтинентальные супермагистрали. В результате этого на нашей планете формируется принципиально новая глобальная общепланетарная информационная среда, которая и будет представлять основу для жизнедеятельности новой информационной цивилизации.

    Глобальная информатизация общества активно содействует развитию новых геополитических процессов, наиболее важными из которых являются следующие:

    глобализация экономики, проявляющаяся в создании транснациональных корпораций, международного разделения труда и международных рынков сбыта продукции;

    глобализация науки, проявляющаяся в создании распределенных международных творческих коллективов ученых, которые работают над общими научными проектами, а также в интенсификации процессов международного обмена научной информацией, проведении международных телеконференций;

    глобализация образования, проявляющаяся в развитии систем дистанционного образования, создании открытых территориально-распределенных университетов, колледжей, центров повышения профессиональной квалификации;

    глобализация культуры, характерными признаками которой являются создание электронных библиотек и электронных версий картинных галерей, художественных и музейных экспозиций, а также наиболее ценных объектов архитектуры и строительства.

    Результатом развития всех этих процессов, вероятнее всего, будет все большая глобализация самого человеческого общества, которое уже в XXI веке, т. е. всего через 300 лет после кругосветного путешествия Магеллана, будет все больше ощущать себя единым общепланетарным организмом.

    Необходимо отметить, что глобальный характер процесса информатизации общества и его стратегическое значение для дальнейшего развития цивилизации в настоящее время еще должным образом не осознаны. Подавляющая часть современных политиков и государственных руководителей воспринимают лишь технократическую сторону этого процесса, его влияние на развитие производства и новых технологий. В гораздо меньшей степени воспринимаются социальные, культурологические и геополитические аспекты процесса информатизации. И практически совсем не учитываются его цивилизационные аспекты, хотя именно они являются стратегически наиболее важными по своим последствиям для будущего.

    Ведь именно информация представляет тот поистине неисчерпаемый ресурс развития, с использованием которого ученые связывают свои надежды на возможное в будущем разрешение многих глобальных проблем человечества. Поэтому нам представляется исключительно важным и актуальным сосредоточить внимание ученых, работающих как в академическом, так и в вузовском секторах науки, на комплексном изучении не только различных аспектов процесса информатизации общества, но также самого феномена информации, ее свойств и особенностей как ресурса развития.

    Результаты этих исследований должны безотлагательно внедряться в систему образования и прежде всего в систему высшей школы России, а также в систему подготовки и переподготовки ее педагогических кадров. На решение этой задачи в значительной степени и нацелена настоящая монография.

    Введение

    В последние десятилетия ХХ века, человечество вступило в новую эпоху всемирной истории. Ее главный признак - коренной, планетарный переворот в телекоммуникационных средствах общения. Глубиной своего влияния на жизнь людей он не уступает промышленным революциям прошлого, а по скорости вызываемых перемен, несомненно, превосходит их.

    Если технологические перевороты предшествующих эпох революционизировали способы преобразования вещества, то новейшие электронно-вычислительные машины, объединяемые в глобальные компьютерные сети, революционизируют способы преобразования информации.

    Глобальная проблема, которая актуальна для всех людей, охарактеризована еще три десятилетия назад как «шок будущего». Его суть в том, что скорость изменений, происходящих в различных областях человеческой жизни, столь велика, что личность и культура утрачивают способность их ассимилировать. Человек не поспевает за изменением, которое принудительно навязывается ему извне, и вместе с тем все больше сознает, что его неспособность переломить тенденцию и излечиться от «шока будущего» грозит существованию вида Homo sapiens Максименко В.С. "Компьютеризация воскресила мечту о господстве над миром в новом веке, запад не захочет делиться энергией, но никого не обделит вниманием". - М., 2003. Стр. 1-3..

    Современное общество называют информационным, так как информация образует важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному обществу, коснулась всех сфер человеческой жизни. Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки и жизни научного общества в целом. Электронная почта, компьютерные конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это реализация комплекса мер, направленных не обеспечение полного и своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.

    В последние годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий. Компьютер внедряется практически во все сферы нашей жизни, а во многих из них становится просто незаменимым. Развитие достигло такого уровня, что в недавнем матче с компьютером Deep-blue лучший шахматист мира Г. Каспаров потерпел поражение, что ранее считалось практически невозможным.

    В связи с этим возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым является столь сильное развитие вычислительной техники. Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений во всем мире (хотя, возможно, и не в столь скором времени), ведь компьютер сможет заменить человека во многих областях его деятельности.

    Глобальная компьютеризация

    Одним из главных инструментов создания условий для развития и удовлетворения разнообразных социальных и личностных потребностей каждого человека, от дошкольника до пенсионера, независимо от их социального статуса, доходов и физического состояния, непосредственно на дому является массовая домашняя компьютеризация. Это, как свидетельствует мировой опыт, необходимая ступень формирования информационного общества. Массовая домашняя компьютеризация в России привела к созданию новой информационной компоненты социальной инфраструктуры, существенному расширению сферы социально значимых услуг. В то же время создание такой инфраструктуры дало возможность государству более эффективно воздействовать на социально-экономические, политические и культурные процессы в обществе.

    Вместе с тем массовая домашняя компьютеризация ускорила развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны, привела к значительному увеличению количества пользователей национальных информационных сетей и глобальной общедоступной компьютерной сети Интернет. Получила дополнительный импульс развитие сектора российского рынка информационных продуктов и услуг, ориентированного на индивидуальное домашнее потребление.

    Массовая домашняя компьютеризация нацелена на решение следующих важных социальных проблем:

    Обеспечение доступа граждан к мировым и отечественным информационным ресурсам и получение каждым гражданином необходимой ему социальной, экономической, профессиональной, образовательной, культурной и развлекательной информации;

    Обеспечение активного информационного взаимодействия пользователей домашнего компьютера с местными органами власти;

    Повышение занятости трудоспособного населения, а также привлечение к труду ограниченно трудоспособных лиц (инвалидов, домашних хозяек и др.) на основе новой формы работы на дому, посредством домашнего компьютера;

    Получение образования, повышение квалификации, профессиональная переподготовка большой категории лиц, в том числе временно утративших трудоспособность, а также живущих в отдаленных регионах страны;

    Расширение спектра и повышение качества социальных и медицинских услуг населению, социальная и психологическую реабилитацию лиц, оказавшихся в затруднительном положении;

    Реализацию возможностей получения на домашнем компьютере оперативной информации и новостей о событиях политической и общественной жизни страны и мира;

    Развитие системы электронной коммерции, ориентированной на домашнего пользователя;

    Сплочение семьи как основного вида общности в социальной структуре общества, укрепление взаимоотношений разных поколений, расширение межличностного общения;

    Организацию новых форм досуга молодежи, отвлекающих ее от социально опасных типов поведения.

    Программная реализация домашней компьютеризации предоставила дополнительные возможности для развития среднего и малого предпринимательства, приоритетной поддержки отечественных производителей, сохранения и создания новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности и в сфере услуг.

    Как показывает мировой опыт, использование персональных компьютеров в домашних условиях получило заметное развитие с начала 90-х годов. За рубежом домашние компьютеры ориентированы как на чисто потребительские приложения (домашнее хозяйство, обучение детей, развлечения и игры и т.п.), так и на деловые приложения (решение проблем занятости, служебной деятельности, ведение бизнеса и т.п.). По прогнозам, к 2009 г. ожидается, что число работающих дома с использованием ПК в США составит 168 млн. чел. (в 1994 г. - 31 млн. чел.). В настоящее время более 83% американских семей имеют домашний компьютер. В европейских странах этот показатель приблизительно вдвое ниже.

    По оценкам специалистов, в настоящее время в России домашние компьютеры имеют около 64% семей. Быстро развивающаяся телекоммуникационная инфраструктура страны позволяет рассчитывать на увеличение числа пользователей домашнего компьютера в других регионах.

    На информационном рынке России имеется соответствующий зарубежному набор современных технических средств и основных программных продуктов, необходимых для домашней компьютеризации. Активно развивается телефонная сеть общего пользования, которая может быть использована для построения вторичных компьютерных сетей, обеспечивающих доступ с домашних компьютеров к национальным и мировым информационным ресурсам. Многие фирмы предоставляют различные информационные услуги путем продажи готовых продуктов или обеспечения доступа в компьютерные сети.

    В настоящее время в России развитие массовой компьютеризации сдерживается рядом социально-экономических и культурных факторов.

    Сдерживающими факторами следует считать низкий уровень доходов широких слоев населения, ограничивающий платежеспособный спрос на домашние компьютеры, малая доступность для населения имеющихся в стране информационных ресурсов, неразвитость информационных потребностей и низкая информационная грамотность населения.

    Можно привести следующую динамику основного показателя домашней компьютеризации (см. таблицу).

    Для удовлетворения информационных потребностей пользователя домашнего компьютера необходимо формирование, постоянное ведение и обеспечение доступа к следующим предметно-ориентированным базам и банкам данных и электронным изданиям:

    Справочной информации (энциклопедии, словари, каталоги, справочники различного вида и назначения, путеводители, рекламные издания и т.п.);

    Социальной информации (по трудоустройству, пенсионному и социальному обеспечению, бытовому обслуживанию и ведению домашнего хозяйства, медицинской и юридической помощи и другим консультационным услугам);

    Информации о деятельности местных органов власти;

    Оперативной информации о событиях политической и общественной жизни в стране и мире;

    Профессиональной информации (правовой, медицинской, педагогической, управленческой, по обеспечению безопасности и др.);

    Деловой информации (коммерческой, финансовой, электронной торговли, нормативно-правовой для предпринимательства, страховой, налоговой, таможенной и др.);

    Научно-технической информации (реферативной, обзорной, аналитической, научных публикаций, результатов НИР и ОКР и других первоисточников);

    Культурно-образовательной информации (из библиотечных, архивных и музыкальных фондов, музеев, выставочных залов и т.п.);

    Учебной информации (курсы дошкольного и школьного общеобразовательного и специализированного предметного обучения, профессиональной подготовки в средних и высших учебных заведениях, повышения квалификации и профессиональной переподготовки и т.п.);

    Информации по интересам и развлекательной информации (видео, аудио и кинопродукция, компьютерные игры).



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта