Порядок подключения
к системе ИС «Казначейство-клиент»!
В целях эффективного внедрения электронного документооборота финансовых документов с государственными учреждениями «Казначейство-клиент» Вам необходимо провести подготовительные мероприятия для подключения к ИС «Казначейство-клиент» 2013 года, а именно подготовить вычислительную технику по следующим параметрам:
Наличие Интернет-соединения: Минимально 2 отдельные рабочие станции в ГУ (для руководителя и главного бухгалтера), подключенные к Интернету через выделенные каналы связи со скоростью не менее 128 Кбит/с, рекомендуемая – 256 Кбит/с.
Требования к техническому оснащению:
Персональный компьютер:
Процессор с частотой не менее 1GHz и выше
Оперативная память не менее 256MB и выше
Объем свободного пространства жёсткого диска в размере не менее 150 MB
Монитор с разрешением экрана не менее SVGA 1024 x 768
Операционная система:
Internet Explorer версии 6.0 или выше
Adobe Acrobat Reader версии 7.0 или выше
Сканер на рабочей станции главного бухгалтера:
Расширение 300 dpi.
Поддержка форматов gif, jpg, png, tiff, pdf, ipeg.
Доводим до Вашего сведения, что для оперативной информации открыты сайты «Департамент казначейства по г. Алматы» по адресу www. . И www. «Комитет казначейства МФ РК»
Основные нормативно-правовые акты по системе «Казначейство-клиент»:
1. «Порядок взаимодействия пользователей с информационной системой «Казначейство-клиент» и Национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан»,
2. «Пользовательское соглашение об использовании электронного документооборота с Клиентом (Казначейство-клиент)»,
3. «Соглашение об использовании электронной цифровой подписи между казначейством и клиентом»,
4. «Дополнительное соглашение к соглашению об использовании Электронной цифровой подписи между казначейством и клиентом»,
5. «Акт об уничтожении отозванных регистрационных свидетельств и закрытых ключей ЭЦП»
размещены на странице «Отдел юридической службы».
Процедура подключения к системе ИС «Казначейство-клиент» и получения электронных цифровых ключей размещена на сайте pki . gov . kz «Национального удостоверяющего центра» на странице ИС «Казначейство-клиент» . Для получения заявки ON-LINE устанавливается программное обеспечение : Корневые сертификаты, JAVA последней версии. Затем отправляется заявка с компьютера пользователя. После подписания соглашения в Департаменте Необходимые документы сдаются в ЦОН для получения в электронном виде ЭЦП. Все Роли , которые можно использовать описаны в «Порядке взаимодействия пользователей с ИС «Казначейство-клиент» и Национальным удостоверяющим центром РК».
Также «Руководство пользователя по получению регистрационного свидетельства НУЦ РК для ИС «Казначейство-клиент » и «Аутентификация и регистрация нового пользователя » размещены на нашем сайте на странице «Новости».
После получения ЭЦП производить вход в систему адресом « https :// client . kazynashylyk . kz », используя браузер Internet Explorer.
Для входа в «Справочник»-«Организационно-техническую документацию» необходимо набрать Ваш Логин и Пароль и необходимо скачать с сайта на странице «Справочник» - «Руководства пользователя для Государственных учреждений» , «Руководства ГУ по СКС 2012г. » (Для СКС) все руководства пользователей. Для получения выходных форм в системе ИС «Казначейство-клиент» модуле «Отчетность» необходимо скачать с организационно-технической документации «Руководство пользователя для бух v 2».
Основной задачей управления предприятием является обеспечение платежеспособности, ликвидности и финансового потенциала. Контроль за исполнением бюджета является важной составляющей бюджетного процесса. Казначейское исполнение бюджета обеспечивает контроль оперативного и стратегического планов развития предприятия.
Автоматизация казначейства позволяет оперативно управлять финансовыми потоками предприятия и контролировать исполнение бюджета. Современная система учета казначейства должна быть направлена на актуальное выявление возникающих диспропорций и внутренних резервов, что позволяет своевременно разработать меры по устранению кассовых разрывов и повышения платежеспособности. От эффективности казначейского контроля зависит плодотворность функционирования предприятия в целом. Автоматизация казначейства позволяет легко справляться с этими задачами.
Методика контроля над исполнением бюджета должна быть разработана до начала его исполнения и может включать в себя процедуры и набор отчетных форм для сопоставления с показателями плана:
1. Акцепт заявок на платеж в рамках утвержденного бюджета
Например, руководитель бизнес-направления акцептует все заявки на оплату по своему ЦФО и отвечает за выполнение бюджета, а сотрудник финансовой службы контролирует соответствие заявок бюджетным лимитам и выполнение регламентных процедур платежной системы. При этом контроль на соответствие бюджету может быть проведен автоматически - эту процедуру может обеспечить автоматизированная система казначейства.
Рисунок 1. Контроль заявок на расход на соответствие бюджету на примере программного продукта «WA: Финансист: Управление денежными средствами».
2. Формирование платежного календаря на планируемый период
Платежный календарь - это инструмент/документ финансового планирования, который дает возможность ежедневно управлять поступлением и расходованием денежных средств в компании. Состав платежного календаря может быть различным (это зависит от специфики бизнеса и предпочтений ответственных сотрудников). При этом платежный календарь обязательно должен включать в себя данные о поступлениях и платежах, а также о плановых остатках денежных средств обычно с разбивкой по дням и источникам (или местам хранения денежных средств).
3. Согласование реестра платежей
Под реестром платежей мы понимаем перечень обоснованных заявок, которые прошли акцепт и контроль на соответствие бюджету, и подлежат исполнению на определенную дату. Согласование реестра платежей ответственными лицами также удобнее и быстрее проводить с помощью автоматизированных систем.
4. Корректировка оперативного плана
Зачастую возникает необходимость в корректировке некоторых платежей, включенных в окончательный и утвержденный вариант реестра платежей. Подобного рода корректировка может потребоваться даже несколько раз в течение одного оперативного периода. Эта задача также проще решается при использовании автоматизированных систем казначейства.
5. План-факт анализ движения денежных средств
План-факт анализ позволяет проконтролировать отклонения в выполнении плана в абсолютном и относительном выражении (в процентах) и принять соответствующие управленческие решения.
6. Отчет Сash flow
В отчете о движении денежных потоков Сash flow суммируется информация о поступлении и выбытии денежных средств компании. Он является одной из основных форм финансовой отчетности.
7. Анализ движения денежных средств
Анализ движения денежных средств можно проводить с помощью расчета различных показателей, например, коэффициентов оборачиваемости денежных средств, расчета периодов оборота и т.д.
8. Анализ соотношения резервов денежных средств с учетом бюджета
В данном отчете можно сравнить сумму фактических и зарезервированных платежей (акцептованных и включенных в платежный календарь, реестр) с суммой платежей, запланированной в бюджете.
Данный список процедур можно расширять либо сокращать, в зависимости от потребностей финансового менеджмента компании. Например, компания может не использовать реестр платежей, а платежи осуществлять непосредственно на основе платежного календаря.
Большое значение для казначейского исполнения бюджетов имеет автоматизация казначейства, как инструмент контроля и сравнения показателей в различных сочетаниях и разрезах.
Удобнее всего просчитывать и контролировать финансовые потоки с помощью программного продукта «WA:Финансист» (подсистема Управление Денежными Средствами). Информационные системы казначейства уже включают в себя набор необходимых методик и процедур контроля за движением денежных средств. Достоверность информации, полученной на основе «WA:Финансист Управление Денежными Средствами», позволяет избежать технических ошибок и, как следствие, искаженных отчётов и решений.
WA: Финансист УДС состоит из следующих подсистем:
Программа повышает прозрачность и доступность информации, как на уровне менеджеров компании, так и на уровне высшего руководства. Блоки программного продукты «WA:Финансист» - Управление Денежными Средствами и Бюджетирование - просчитывают альтернативные варианты с учетом стратегических и тактических планов компании, и позволяют адаптировать модель предприятия к изменениям в кратчайшие сроки. Автоматизация казначейства и бюджетирования обеспечивает оперативной информацией заинтересованных лиц для принятия решений в условиях неопределенности.
Таким образом, казначейское исполнение бюджета наиболее оптимально осуществлять на базе специализированного программного продукта, предназначенного для автоматизации казначейства/управления денежными средствами.
И НАЦИОНАЛЬНЫМ УДОСТОВЕРЯЮЩИМ ЦЕНТРОМ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
г. Астана, 2012
Глава 3. Применение ЭЦП 13
Глава 4. Обеспечение требований информационной безопасности 15
Глава 5. Требования к техническому и программному обеспечению 16
Глава 6. Разграничение ответственности 17
Глава 7. Порядок разрешения споров между Казначейством и Клиентом, связанных с подлинностью электронных документов 18
8. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПОРЯДКУ:
20. Приложение 1. Соглашение об использовании ЭЦП между казначейством и Клиентом.
20.1. Приложение 1.1. Доверенность на передачу ЭЦП доверенному лицу, имеющему право подписи финансовых документов.
21. Приложение 2. Политика применения регистрационных свидетельств и ЭЦП пользователей информационной системы «Казначейство-клиент»
22. Приложение 3. Дополнительное соглашение об использовании электронной цифровой подписи между казначейством и Клиентом
23. Приложение 4. Акт об уничтожении отозванных регистрационных свидетельств и закрытых ключей ЭЦП
24. Приложение 5. Пользовательское соглашение об использовании электронного документооборота с Клиентом «Казначейство-Клиент».
Термины и определения, применяемые в настоящем Порядке
Термины, применяемые в тексте настоящего Порядка, используются в следующей трактовке:
Информационная система «Казначейство-Клиент» (далее Система)- является Системой электронного документооборота Комитета Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и территориальных подразделений Казначейства (далее - Казначейство) с государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора (далее – Клиент);
Электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством ЭЦП;
Регистрационные данные – данные, необходимые для получения регистрационного свидетельства в НУЦ, согласно Политики применения регистрационных свидетельств и ЭЦП пользователей информационной системы «Казначейство-клиент»;
Закрытый (секретный) ключ ЭЦП - последовательность электронных цифровых символов, известная владельцу регистрационного свидетельства и предназначенная для создания ЭЦП с использованием средств электронной цифровой подписи;
Открытый ключ ЭЦП – последовательность электронных цифровых символов, доступная любому лицу и предназначенная для подтверждения подлинности ЭЦП в электронном документе;
Подписывающее лицо – физическое или юридическое лицо, правомерно владеющее закрытым ключом ЭЦП и обладающее правом его использования в электронном документе;
Пользователь Системы - лицо, на имя которого зарегистрировано в НУЦ право на использование ЭЦП и который обладает соответствующим закрытым ключом ЭЦП, позволяющим подписывать электронные документы;
Аутентификация – установление подлинности одного или нескольких аспектов информационного взаимодействия: сеанса связи, его времени, связывающихся сторон, передаваемых сообщений, источника данных, времени создания данных, содержания данных;
Идентификация – присвоение субъектам и объектам доступа идентификатора или сравнение предъявляемого идентификатора с перечнем присвоенных идентификаторов;
Ключевой контейнер - это файл на ключевом носителе (диск, флеш-карта, e-token и т.п.), где находятся открытые и закрытые ключи;
Хранилище сертификатов – перечень сведений характеризующих пользователя криптографической системы (перечень сертификатов) и списки отозванных сертификатов;
Подтверждение подлинности ЭЦП в электронном документе – положительный результат подтверждения средством ЭЦП принадлежности содержащейся в электронном документе ЭЦП ее обладателю и отсутствие искажения и подделки подписанного данной ЭЦП электронного документа;
Средства ЭЦП - аппаратные и/или программные средства, используемые для создания и проверки подлинности ЭЦП;
Регистрационное свидетельство (Закон Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 7 января 2003 № 307-II) – документ на бумажном носителе или электронный документ, выдаваемый удостоверяющим центром для подтверждения соответствия электронной цифровой подписи требованиям, установленным настоящим Законом. В контексте используется синоним выражения «сертификат открытого ключа»;
Национальный Удостоверяющий Центр РК (далее – НУЦ РК) – структурное подразделение Акционерного общества «Национальные информационные технологии» (далее – АО НИТ), осуществляющее удостоверение соответствия открытого ключа ЭЦП закрытому ключу ЭЦП, а также подтверждающее достоверность регистрационного свидетельства в отношениях «государственный орган РК – государственный орган РК» (G2G), «государственный орган РК – хозяйствующий субъект» (G2B), «государственный орган РК – гражданин РК» (G2C);
Центры регистрации НУЦ (далее – ЦР НУЦ) - структурные подразделения АО НИТ, осуществляющие в соответствии с Правилами регистрации, выдачи, хранения, отзыва (аннулирования) регистрационных свидетельств, в том числе их копий на бумажном носителе и ведения регистра регистрационных свидетельств, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 8 декабря 2005 года № 457-п, операции по идентификации, аутентификации, проверке полномочий владельцев регистрационных свидетельств при изготовлении, выдаче и отзыве регистрационного свидетельства.
Предметом автоматизации являются функции Казначейства по приему и обработке документов, предоставляемых Клиентом. Автоматизации также подлежит функция предоставления Казначейством данных и отчетов Клиентам.
Система обеспечивает:
Все электронные документы, созданные Клиентом, и отправляемые по Системе, должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего бюджетного законодательства по форме, полноте и правильности заполнения, и подписаны ЭЦП уполномоченных Руководителя Клиента и Руководителя финансовой группы Клиента (или сотрудником уполномоченного органа), имеющими право подписи в соответствии с образцами подписей и оттиска печати, хранящимися в Казначействе в досье государственного учреждения (Клиента).
Казначейство при получении электронного документа через Систему проверяет наличие ЭЦП, сверяет принадлежность ЭЦП на соответствие предоставленным образцам подписей. При соответствии данных, документ признается имеющим юридическую силу и равнозначным документу на бумажном носителе с собственноручными подписями уполномоченных Руководителя Клиента и Руководителя финансовой группы Клиента, скрепленными оттиском гербовой печати. Такой документ подлежит дальнейшей проверке на соответствие требованиям действующего бюджетного законодательства Республики Казахстан по форме, полноте и правильности заполнения. При обнаружении несоответствий, электронный документ возвращается Клиенту с указанием причин возврата.
Прикрепляемые файлы могут быть только следующих форматов:
При этом в соответствии с выполняемыми функциональными обязанностями пользователям Системы будут присвоены следующие роли:
ROLE00 – Администратор Системы;
ROLE10 – Руководитель Клиента, или лицо им уполномоченное, обладающий правом подписи всех финансовых документов государственного учреждения (далее – ГУ);
ROLE11 – Руководитель Клиента, обладающий правом подписи счетов к оплате, заявок на конвертацию иностранной валюты, заявок на реконвертацию иностранной валюты, заявлений на перевод денег в иностранной валюте ГУ и заявок на ввод получателя денег в Справочник получателей денег в национальной и иностранной валюте;
ROLE12 – Руководитель Клиента, обладающий правом подписи заявок на регистрацию гражданско-правовых сделок (далее-ГПС) ГУ и заявок на ввод получателя денег в Справочник получателей денег;
ROLE13 – Руководитель Клиента, обладающий правом подписи Планов финансирования ГУ и справок на внесение изменений в них;
ROLE14 – Руководитель Клиента, обладающий правом формирования всех финансовых документов (для ГУ, в котором отсутствует финансовая служба);
ROLE15 – Ответственный секретарь центрального исполнительного органа (Руководитель Администратора бюджетных программ) для утверждения Планов финансирования ГУ и справок на внесение изменений в них;
ROLE20 – Руководитель финансовой группы Клиента (главный бухгалтер), или лицо им уполномоченное, обладающий правом подписи всех финансовых документов Клиента;
ROLE21 – Руководитель финансовой группы Клиента (главный бухгалтер), обладающий правом подписи счетов к оплате, заявок на конвертацию иностранной валюты, заявок на реконвертацию иностранной валюты, заявлений на перевод денег в иностранной валюте Клиента и заявок на ввод получателя денег в Справочник получателей денег в национальной и иностранной валюте;
ROLE22 – Руководитель финансовой группы Клиента (главный бухгалтер), обладающий правом подписи заявок на регистрацию ГПС ГУ и заявок на ввод получателя денег в Справочник получателей денег;
ROLE23 – Руководитель финансовой группы Клиента (главный бухгалтер), обладающий правом подписи Планов финансирования ГУ и справок на внесение изменений в них;
ROLE27 – сотрудник, уполномоченный руководителем государственного учреждения для ведения бухгалтерского учета (бухгалтер, внештатный сотрудник)
ROLE03 – уполномоченный сотрудник Налогового комитета;
ROLE04 – уполномоченный сотрудник Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета;
ROLE05 – уполномоченный сотрудник Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция);
ROLE01 – Руководитель Налогового органа или уполномоченное им лицо, обладающий правом подписи на платежных поручениях и на всех финансовых документах ГУ;
ROLE02 – уполномоченный сотрудник Налогового органа, обладающий правом подписи на платежных поручениях – руководитель структурного подразделения;
ROLE06 – уполномоченный сотрудник администратора бюджетных программ;
ROLE07 – уполномоченный сотрудник местного уполномоченного органа по государственному планированию;
ROLE08 – уполномоченный сотрудник местного уполномоченного органа по исполнению бюджета;
ROLE09 – уполномоченный сотрудник территориального налогового органа;
ROLE28 –сотрудник уполномоченного органа, ответственного за взимание поступлений в бюджет;
ROLE29 – уполномоченный сотрудник территориального подразделения Комитета таможенного контроля (КТК);
ROLE30 – уполномоченный сотрудник Комитета финансового контроля (КФК);
ROLE31 – уполномоченный сотрудник Налогового комитета (НК) (отчетность);
ROLE32 – уполномоченный сотрудник Налогового органа, без права подписи на платежном поручении – ответисполнитель;
ROLE50 - Руководитель Клиента, обладающий правом подписи всех финансовых документов субъекта квазигосударственного сектора (далее - СКС);
ROLE51 – Руководитель финансовой группы Клиента (главный бухгалтер), обладающий правом подписи всех финансовых документов субъекта квазигосударственного сектора;
ROLE52 – сотрудник, уполномоченный руководителем субъекта квазигосударственного сектора для ведения бухгалтерского учета (бухгалтер, внештатный сотрудник).
Соответственно у пользователей Системы в DN имени регистрационного свидетельства должны быть прописаны поля DC равные соответствующей роли пользователя Системы.
Казначейство принимает от Клиента документы на бумажном носителе в следующих случаях:
На время изготовления, перевыпуска и отзыва личного ключа ЭЦП пользователя Системы;
Отсутствия технической возможности для подключения к Системе.
Для начала работы в Системе все заявители (Клиенты) должны подписать утвержденную Казначейством форму Соглашения об использовании электронной цифровой подписи между казначейством и Клиентом (далее – Соглашение) в 3-х экземплярах, согласно приложению № 1 к Порядку, а также заполнить Шаблон для предоставления данных по каждому пользователю Системы согласно приложения 3 к Политике применения регистрационных свидетельств аутентификации и ЭЦП пользователей Информационной Системы «Казначейство – Клиент» КК МФ РК, (далее – ППРС). При этом один оригинал подписанного Соглашения хранится в Казначействе в досье государственного учреждения/ субъекта квазигосударственного сектора (далее - Клиента), второй у Клиента, третий оригинал должен быть передан оператору ЦР НУЦ при подаче заявки на выдачу регистрационного свидетельства. Два последних экземпляра проштамповываются полистно ответственным исполнителем общей группы территориального подразделения казначейства (далее – ТПК).
Соглашение должно быть подписано руководителем ГУ/ СКС, обладающим правом первой подписи согласно образцов подписей, предоставленных в ТПК.
Государственному учреждению/СКС, обслуживающемся в ТПК, находящемся ближе по месторасположению и обслуживающем другую административно-территориальную единицу, а не в ТПК согласно административно-территориального деления (по Справочнику государственных учреждений/ субъектов квазигосударственного сектора), необходимо:
Повторное изготовление ключей ЭЦП по данному Соглашению возможно только в том случае, если произошел сбой в диске, либо при изготовлении ключа ЭЦП допущена ошибка оператора.
Соглашение заключается:
Соглашение и представленные данные в Шаблоне являются основанием для дальнейшего процесса регистрации и изготовления в ЦР НУЦ, находящегося при Центре обслуживания населения, который состоит из следующих шагов:
В случае истечения срока действия ключей ЭЦП, Клиент должен:
Уничтожить регистрационное свидетельство, закрытый ключ ЭЦП и аутентификации, при этом Клиент составляет Акт об уничтожении отозванного регистрационного свидетельства и закрытых ключей ЭЦП, согласно приложению 4. к Порядку;
Заключить Дополнительное соглашение об использовании электронной цифровой подписи между казначейством и Клиентом, согласно приложению №3 к Порядку для дальнейшего перевыпуска регистрационного свидетельства и закрытых ключей ЭЦП;
Предоставить Дополнительное соглашение в Центр обслуживания населения с Заявкой на выдачу регистрационного свидетельства, с документами, удостоверяющими личность заявителя и Шаблоном для предоставления данных.
Вышеуказанная информация передается заявителю в ЦР НУЦ под роспись в специальном журнале учета выданных регистрационных свидетельств.
В случае утери ключей ЭЦП, Клиент должен руководствоваться абзацем вторым пункта 7 и абзацем первым пункта 6 Порядка.
После аутентификации в информационной системе «Казначейство-Клиент» пользователь Системы подписывает электронный образ Пользовательского соглашения об использовании электронного документооборота с Клиентом (Казначейство-Клиент) (далее - Пользовательское соглашение) согласно приложению № 5 к Порядку.
Пользовательское соглашение формируется только в электронном виде и в территориальные подразделения казначейства не предоставляется.
Пользователь Системы в случае увольнения, исключения из приказа лиц, имеющих права подписи в соответствии с образцами подписей и оттиска печати, изменение его должностных обязанностей либо выявления факта хищения ЭЦП, обязан не позднее даты его увольнения, исключения из его должностных обязанностей права подписи документов либо выявления факта хищения ЭЦП предоставить, согласно ППРС, заявление на отзыв выданного регистрационного свидетельства и соответствующего личного закрытого ключа ЭЦП и уничтожить свой закрытый ключ после утраты полномочий в данном учреждении. Клиент, при уничтожении закрытого ключа пользователя системы, утверждает внутренним приказом состав комиссии по уничтожению отозванного регистрационного свидетельства и закрытого ключа ЭЦП. При уничтожении отозванного регистрационного свидетельства закрытого ключа пользователя Системы (для аутентификации и ЭЦП) составляется Акт об уничтожении отозванного регистрационного свидетельства и закрытых ключей ЭЦП, согласно приложению 4. к Порядку, копия которого представляется в Казначейство для хранения в отдельной папке, согласно номенклатуре дел.
Для осуществления отзыва регистрационного свидетельства открытого ключа пользователь Системы оформляет заявление на отзыв регистрационного свидетельства в соответствии с ППРС и предоставляет его в ЦР НУЦ.
НУЦ РК после получения заявления на отзыв регистрационного свидетельства осуществляет его рассмотрение и обработку в соответствии с ППРС.
Регистрационные свидетельства должны использоваться в рамках взаимодействия с регламентирующими документами Казначейства.
Вход в Систему с сертификатом, имеющим другой OID, невозможен.
ЭЦП представляет собой результат криптографического преобразования информации и обладает следующими свойствами:
Закрытые ключи ЭЦП не могут быть переданы другим лицам без согласия владельцев этих ключей.
Пользователь Системы вправе передавать полномочия на использование ЭЦП своему доверенному лицу, имеющему право подписи финансовых документов, на основании выданной Доверенности по установленной форме, согласно приложению №1.1. к данному Соглашению, в рамках одной организации на основании внутреннего приказа Клиента. Во время действия доверенности пользователь Системы (доверитель) не должен использовать закрытый ключ ЭЦП и аутентификации. По истечению срока действия доверенности, пользователь Системы (доверитель) автоматически получает право пользоваться закрытым ключом ЭЦП и аутентификации. У Клиента должен вестись учет выданных доверенностей.
Объектами защиты являются ключи ЭЦП и электронные документы Системы.
Для предотвращения хищения, утраты, искажения, подделки электронных документов, других несанкционированных действий по их уничтожению, модификации, копированию пользователями Системы со стороны Клиента должны осуществляться организационные мероприятия по защите средств ЭЦП и электронных документов.
Закрытые ключи ЭЦП необходимо хранить на съемных носителях и подключать их только при подписании электронных документов.
Операционная система:
Пропускная способность локальной сети, используемой для передачи данных у пользователя программного обеспечения «Казначейство-клиент» должна быть не менее 128 Кбит/с, рекомендуемая – 256 Кбит/с.
Пропускная способность внешней Интернет линии должна обеспечить достаточную скорость передачи документов для всех пользователей Системы в часы пик.
Казначейство несет ответственность за функционирование Системы, а также своевременное уведомление Клиента обо всех изменениях в работе Системы.
Казначейство не несет ответственность за какой-либо ущерб, потери и прочие убытки, которые понес Клиент по причине несоблюдения Пользователем Системы требований, указанных в пп. 7, 10, и несоответствия требованиям пп.13, 14, 15, 16 данного Порядка.
Казначейство не несет ответственность за какой-либо ущерб, потери и прочие убытки, которые понес Клиент по причине ненадлежащего исполнения Порядка пользователем Системы, руководств и инструкций, касающихся работы в Системе, за своевременное уничтожение ключа Пользователем ЭЦП и неправомерного применения ЭЦП.
Пользователь Системы несет ответственность за надлежащее хранение выданного сертификата и ключа, за своевременное уничтожение ключа Пользователем ЭЦП.
Пользователь Системы, как владелец ключа ЭЦП, в случае несанкционированного использования ЭЦП несет полную ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В случае если обе стороны не пришли к единому решению, Клиент и Казначейство могут обратиться в НУЦ РК для выдачи заключения по сложившейся ситуации и предоставить доказательства подписи или разрешить данный вопрос в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В июле 2016 года структура ФНС России «Налог-Сервис» объявила аукцион на создание программно-аппаратного комплекса для Федерального Казначейства в резервном ЦОДе, расположенном в Городце в Нижегородской области (РЦОД №1). Подробнее о проекте - по ссылке .
Ежегодно Федеральное казначейство тратит на информатизацию по 7-8 млрд рублей, занимая по этому показателю одну из лидирующих позиций среди федеральных госструктур.
В сентябре 2015 года TAdviser проанализировал закупки Федерального казначейства с целью определить его крупнейших поставщиков ИТ-продуктов и услуг. Учитывались тендеры 2010-2015 годов, сумма которых превышает 50 млн рублей.
Топ-5 поставщиков ИТ-продуктов и услуг для Федерального казначейства№ | Компания | Сумма контрактов в руб. | Количество выигранных тендеров | Годы побед в тендерах | Виды работ |
---|---|---|---|---|---|
1 | ОТР-2000 | 6,76 млрд | 12 | 2010-2015 | |
2 | Ланит (включая контракты Онланта) | 5,25 млрд | 21 | 2010-2015 | Услуги по разработке, сопровождение, поставка оборудования |
3 | Ай-Теко (включая контракты Сервионика) | 3,59 млрд | 6 | 2010-2014 | Услуги по разработке, сопровождение, поставка оборудования |
4 | НКК (Систематика , ТопC) | 2,82 млрд | 4 | 2011,2013-2014 | Поставка оборудования |
5 | Компьютел | 2,79 млрд | 7 | 2011-2015 | Постака оборудования и ПО, сопровождение |
Данные: аналитический центр TAdviser, сентябрь 2015
Главные ИТ-подрядчики Казначейства - компании ОТР и "Ланит" помимо поставки готового оборудования и ПО занимаются разработкой и сопровождением основной информационной системы
Информационная система «Казначейство-клиент» (далее – ИС КК, Система) - является информационной системой Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и его территориальных подразделений (далее - Казначейство), обеспечивающая автоматизацию функций по приему и обработке документов.
ИС КК - это комплекс функциональных качеств, которые обеспечивают эффективное и действенное управление финансовыми ресурсами Правительства и контроль исполнения бюджета. Система охватывает все уровни Казначейства, и обеспечивает функциональное взаимодействие с правительственными организациями, Национальным банком, платежными системами, министерствами, акиматами, администраторами бюджетных программ и государственными учреждениями.
Клиентами ИС КК выступают государственные учреждения администраторы бюджетных программ, субъекты квазигосударственного-сектора.
Повышение эффективности взаимодействия Казначейства с обслуживаемыми государственными учреждениями посредством предоставления современной, интегрированной и высокоэффективной информационной среды. Является компонентом Информационной интегрированной системы Казначейства.
К ИС КК подключено 12 856 государственных учреждений, в том числе 315 субъектов квазигосударственного сектора. 35 134 активных пользователей в режиме реального времени осуществляют операции в информационной системе Казначейства, производя процедуры зачисления и расходования средств государственного бюджета.
Факты:
Количество обработанных (оплаченных) документов через систему ИС «Казначейство – клиент» по состоянию на 01.01.2017 года:
29 184 110
счетов к оплате;
2 146 141
заявок на регистрацию Гражданско- правовых сделок;
658 375
планов и справок изменений;
152 071
платежных поручений субъектов квазигосударственного сектора;
235 806
платежных поручений Территориальных Налоговых органов и т.д.
Ежедневно проводятся в среднем 30 тысяч платежей из Казахстанского центра межбанковских расчетов и в среднем 40 тысяч поступлений в бюджет. В конце месяца эти показатели удваиваются, т.к в этот период проводятся основные платежи государственными учреждениями (заработная плата, пособия, налоги и другие).
Так как основной задачей ИС КК является своевременное проведение финансовых операции, даже в условиях увеличения нагрузки на производительность системы, ИС «Казначейство – клиент» предоставляет возможность совместной работы в единой информационной среде Комитета казначейства. В режиме самообслуживания государственные учреждения заполняют электронные формы документов. После проверки, согласования и утверждения эти документы автоматически становятся доступны в интегрированной информационной системе Казначейства.
Благодаря ИС «Казначейство – клиент»:
В целях исключения повторного ввода электронных документов в Государственных учреждениях реализована интеграция с подсистемой «Бухгалтерский учет», «Бюджетная заявка» ИАИС «е-МИНФИН».
В 2016 году введена в опытную эксплуатацию интеграция Информационной системы «Казначейство – клиент» с Автоматизированной интегрированной информационной системой «Электронные государственные закупки» (АИИС «ЭГЗ»).
Интеграция АИИС «ЭГЗ» с Информационной системой «Казначейство – клиент» позволила структурировать данные о каждой сделке, совершенной в рамках государственных закупок, и обеспечить оперативное получение данных о платежах по договорам. Таким образом, значительно расширив возможности для анализа сделок.
Интеграция с Информационной системой по приему и обработке электронных счетов-фактур, и Информационной системой «Централизованный унифицированный лицевой счет (ИС ЦУЛС Налогового Комитета МФ РК)» позволяет оперативно принимать счета-фактуры с ИС ЭСФ и платежные поручения с ИС ЦУЛС для исполнения в Казначействе.
Предоставляя государственным органам достоверную и своевременную финансовую информацию для принятия решений, информационная система Казначейства является основой для эффективного управления государственными финансами.
ИС «Казначейство – клиент» обеспечит контроль исполнения бюджетных процедур на всех бюджетных уровнях и этапах бюджетного процесса, в том числе местных бюджетов и исполнительных органов.